Муниципальный исследовательский проект “Становление учителя профессионала”

Программа

«Формирование и развитие личности педагога-гуманиста в рамках

организации внутришкольного повышения квалификации педагогов»

                                                Автор-составитель:  

к.п.н., заместитель директора по НМР Воронова О.А.

Данная программа предлагается, как организация внутришкольного повышения квалификации педагогов и призвана содействовать формированию и развитию личности педагога-гуманиста.      Она   предполагает формирование и  развитие основных характеристик гуманистической личности педагога: творческого мышления, диалогического общения, «преобразовательных способностей» педагога, педагогической рефлексии, положительных этических качеств, высоких ценностных установок и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Актуальность.

Строительство школы на идеях гуманизма, в атмосфере обращенности к человеческой личности и вопросам изменения отношения человека к окружающей природе и к природе внутри самого человека приводят к осознанию необходимости изменения, прежде всего, педагога, как личности и профессионала и повышение качества его деятельности.

В положении о модернизации Российского образования особое место уделено реформированию современной школы и повышению профессионального уровня педагогов, отвечающих новым реалиям и требованиям общества. Отсюда вытекает первое обоснование актуальности данной темы.

Новые социальные требования к системе российского образования:
школа – в широком смысле этого слова – должны стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Сегодня никто не оспаривает тот факт, что образованию нужен педагог-личность, гуманист, творец педагогического процесса.

Опираясь на результаты исследования проблем гуманной педагогики, деятельности учителя, изложенные в многочисленных работах К.А Абульхановой-Славской, В.Г.Александровой, Ш.А.Амонашвили, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Е.в. Левановой, О.А. Лапиной, Н.Н. Пядушкиной и др. возьмем за основу одно из определений: педагог-гуманист – это личность с высоким уровнем внутренне детерминированной социальной активности, реализующая в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, в котором воедино соединены многообразие профессиональной деятельности и культура жизни.

Педагог-гуманист включает в себя сумму личностных, профессионально-ценностных характеристик, которые представляют собой единое целостное, динамическое образование, центральным звеном которого выступает духовно-нравственная сфера, определяющая целесообразность педагогических решений и поступков.

Являясь потенциальным инициатором реформ, учитель, педагог, воспитатель, силой собственной личности, своим профессионализмом обеспечивает должный уровень воспитанности, развитости и образованности подрастающего поколения, которое признается основным ресурсом всех происходящих в мире изменений.

В этой связи необходимо обратиться к работам учёных, занимающихся вопросами формирования личности педагога. Согласно выводам В. А. Сластенина, личность – это «такого уровня развития человек, на котором его поступки детерминируются не только внешними обстоятельствами, но ведущим оказывается опосредование внутренними условиями: мировоззрением, целевыми стратегическими установками, всем строем мотивационно-потребностной сферы. На этом уровне развития человек как бы поднимается и над частными ситуациями своего повседневного бытия… и в некотором смысле над самим собой – над ограниченностью своих желаний, сиюминутных побуждений, знаний, умений, способностей, что позволяет ему сознательно и планомерно совершенствовать себя, строить себя, как личность».

Вопрос становления и развития личности учителя рассматривается в  положении программы модернизации Российского образования: повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.

Второе обоснование  вытекает из результатов проведенного на базе муниципального учебно-методического центра Гуманной педагогики (в дальнейшем УМЦ ГП) фестиваля открытых уроков по гуманно-личностной технологии в 2008-2009 учебном году.

Фестиваль выявил гуманистически центрированных учителей. Но с другой стороны не все учителя, которые заявили о своей гуманистической направленности, таковыми являются.

Результатом данной программы будет обеспечение готовности педагогических работников образовательных учреждений к реализации технологии гуманно-личностной педагогики. Главный участник этого процесса это педагог-гуманист, который как сформированная личность должен его (процесс созидания) профессионально выстроить, при этом активно создавая целесообразные для воспитанника условия развития и формирования его личности, облагораживая обстоятельства, раздвигая рамки собственной деятельности и принимая на себя всю меру ответственности за результаты своего труда, влияя на качество образования.

Для решения данной задачи необходима система работы, в основе которой лежит формирование и развитие личности педагога-гуманиста.

Цель: формирование и развитие личности педагога-гуманиста.

Задачи:

 организация системы просветительской и методической работы с педагогами по формированию и  развитию основных характеристик гуманистической личности педагога:

- творческого мышления ;

- диалогового общения;

-  «преобразовательных способностей» педагога;

 - педагогической рефлексии;

- положительных этических качеств, высоких ценностных установок ;

- эмоционально-ценностного отношения к себе.

Занятия могут проводится  1 раз в месяц по 1часу (на 3 года),

1 раз в 2 недели по 1 часу (на 2 года),

1 раз в неделю по 1 часу (на 1 год).

В зависимости от темы, предполагаются формы занятий:

- лекция;

- педагогический совет;

- тренинг;

- практикум.

Что же мы хотим получить в итоге?

Мы полагаем,  что данная программа выступит как  эффективная  система   работы по формированию и развитию педагога-гуманиста, которая позволит постоянно  повышать уровень профессиональных компетенций во всех их проявлениях.

Ожидаемые результаты:

1.                 Творческое мышление.

Высокий уровень творческого потенциала и творческого мышления.

2.                 Диалогическое общение.

Высокий уровень адекватности понимания учащихся, гибкость поведенческих тактик, умение найти адекватные формы реагирования и способы педагогического воздействия на учащихся.

3.                 “Преобразовательные способности”.

Формирование умений педагога видеть “поверх” конкретной ситуации, прояснять ее высший, духовный смысл, находить в ней внутреннее, личностное значение и передавать свое ощущение и видение мира учащимся.

4.                 Педагогическая рефлексия.

Развитие способности к эмпатии как активной сопричастности другому в его переживаниях и децентрации как механизме преодоления эгоцентризма и процесса преобразования смысла образов, понятий и представлений путем принятия личностью в расчет других точек зрения (познавательных перспектив); оценка последствий собственных личностных влияний на учеников.

5.                 Педагогические этические качества.

Владение педагогическим тактом.

Умение разрешать педагогический конфликт.

6. Высокие ценностные установки.

Приоритет общественно значимых задач над личными, гражданскую активность, правовую культуру учителя, коллективизм, принципиальность.

7.                 Эмоционально-ценностное отношение к себе.

 Высокий уровень самоотношения, самоуважения, самоприятия.

Формы контроля:

Творческие исследования в виде самостоятельных работ в конце курса. В процессе обучения – это сама деятельность: это обсуждение, создание новых сценарных сюжетов, общение с участниками на заданную тему.

Программа «Формирование и развитие личности педагога-гуманиста.

 Содержание

1.           Творческое мышление.

Психологические методы активизации творческого мышления:

- мозговой штурм, его разновидности;

- Психотехники. Стратегии творчества Уолта Диснея, Сальвадора Дали,

Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна.

- Синектика. Прямая, личностная, символическая аналогии.

Методы систематизированного поиска идей

- Метод контрольных вопросов.

- Метод фокальных объектов.

- Морфологический анализ. Метод морфологического ящика

Методы управляемого поиска идей (ТРИЗ-техники)

- Оператор преобразования терминов.

- Схема экранного мышления.

- Оператор РВС – размер, время, стоимость.

- Метод маленьких человечков.

- Техника введения противоречий.

- Метод “золотой рыбки”.

- Техника свертывания.

Перед началом каждого занятия – креативная разминка.

2.           Диалогическое общение.

Усвоить понятие «Я – слушание» и найти собственные «Я – слушания».

Освоить навыки различных видов слушания.

Способы и приемы саморегуляции эмоциональных состояний.

3.           “Преобразовательные способности”.

Анализ  и решение конкретных педагогических ситуаций, требующих высокого уровня психолого-педагогической компетентности; рефлексивная часть осуществляется посредством вербальных и невербальных реакций на эмоциональном и интеллектуальном уровнях.

4.           Педагогическая рефлексия.

Развитие личностной рефлексии.

Развитие профессиональной рефлексии учителя.

Развитие мета-рефлексии.

Приемы рефлексивного практикума:

• «рефлексивный консилиум» – обсуждение участниками (всем со-

  ставом или малыми группами) какой-либо конкретной про-

  фессиональной проблемы, анализ ее оснований, поиск альтер-

  нативных путей решения, рефлексивный прогноз их эффектив-

  ности и т.п.;

• «рефлексивные дебаты» – игровой прием по типу «сократичес-

  кого диалога»;

• «рефлексивное интервью» – коммуникативная методика, разви-

  вающая как «искусство задавать вопросы», так и внутреннюю

  установку на вдумчивый поиск ответов;

• «рефлексивные уроки» – авторский метод американского пси-

  холога Д.Крукшенка, адаптированный в соответствии с

  условиями практикума.

5.           Педагогические этические качества.

Этико-педагогическая культура как условие эффективного решения задач педагогической деятельности.

Педагогический такт как форма функционирования педагогической морали.

Педагогический конфликт.

6.           Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям).

Проведение тематических педагогических советов:

«Правовая культура современного педагога».

«Личность педагога в современной школе».

«Учитель – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений».

 

7.           Эмоционально-ценностное отношение к себе (самоотношение, самоуважение, самоприятие).

Структура профессионального самосознания учителя.

Формирование профессионального самосознания учителя.

Особенности самоотношения и самоприятия современного учителя и условия для их развития.

 

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 144 с.
  3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностная педагогика: теория и практика / Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск шестой. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, – 2003. – 96 с.
  4. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. – 4-е изд., испр. и доп. – (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2004. – 183 с.
  5. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Сов. педагогика. – 1989. – № 12.
  6. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. – М.: МОСУ, РПО, 2000. – С.53-57.
  7. Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: этико-педагогическая культура: Учебное пособие / Н.Н. Пядушкина. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. – 160 с.
  8. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]
  9. Эмоции и культура общения: Учебное пособие /Л.В. Рябова. С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 188 с.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>