Серебренникова О.В.
МОУ “СОШ №24″ г.Ангарска
Тема: ПОЙМИ МЕНЯ.
Цель: духовно-нравственное становление ребенка через эмоциональное развитие.
Задачи: 1. организовать диалоговое общение ребенка со сверстниками (эмпатический способ общения);
2. развивать способность детей к рефлексии;
3. формирование у детей навыка распознавания эмоций другого человека;
4. воспитание культуры человеческого общения.
Ход урока.
Познаем самих себя: пусть
При этом мы не познаем истины, зато
Наведем порядок в собственной жизни,
А это для нас самое насущное дело.
Б. Паскаль.
I Приветствие.
Предлагаю вам сегодня поздороваться друг с другом одним из наших способов: тыльной стороной ладони.
Садитесь. Сегодня тема урока духовности «Пойми меня».
II Эмоциональный настрой на урок.
Релакс «Подарим друг другу улыбки».
Каждый принял удобное положение. Глаза закрыты. 3 раза вдох, выдох. Твое дыхание становится ровным, спокойным. Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.
Посмотри, вот дом радости. Загляни в окно. Ты видишь за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с тобой. Вспомни, какую радость ты испытывал в то время, как тепло заполняло всего тебя. На твоих губах появляется улыбка.
Продолжаем путешествие. Взгляни, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались тебе. Вспомни, что за случай может здесь жить, вспомни, что ты в то время чувствовал. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!
Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка, ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом друзья.
А теперь вспомните, что вы чувствовали в домике грусти сначала… А что почувствовали потом, улыбнувшись…
Можно ли грустить, когда улыбаешься? Улыбка может помочь справиться с плохим настроением!
Прочитайте эпиграф к уроку. Думаю, что мы уже начали познавать себя и учиться справляться со своими эмоциями.
III Какой я?
1. Упражнение «Контур человечка».
Представьте, что человечек радуется. Вспомните, что вы чувствовали, испытывая радость, где она? Заштрихуйте подходящим цветом то место, где в теле находиться это чувство. Затем «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу.
2. Упражнение «Повтори выражение».
Вы постарались прочувствовать несколько эмоций в своем теле. А теперь попробуем пережить некоторые эмоции только мимикой лица. Повторите выражение лиц как можно точнее и при этом потрогайте руками лицо. Где чувствуется напряжение? Первые три эмоция вам назову, а остальные попробуйте определить сами.
Удивление, страх, злость, печаль (грусть), радость.
3. Качества характера.
Человек по-разному выражает свои эмоции. Все зависит от качеств его характера. Сейчас выясним, какие положительные и отрицательные качества характера вы знаете. (2 колонки в тетради)
А теперь каждый из вас выберет из двух списков те качества, которые присуще лично ему и запишем их в колонку «Какой Я?»
Сколько положительных качеств получилось у каждого из вас?
Отрицательных?
Посмотрите на наш «портрет в лучах солнца» и вспомните, сколько у каждого из нас достоинств.
4. Игра «И я…»
А давайте проверим, каких качеств больше у нас в классе. Я называю качество, присущее мне, если вы считаете, что это качество присуще и вам, то встаете со словами: «И я!»
Я аккуратная.
Я честная.
Иногда несдержанна.
Я любознательна.
Я ранима.
Я веселая.
Посмотрите, как много у нас общих качеств, и большинство все же положительных. А что же делать с теми качествами, которые мешают нам жить?
5. Упражнение «Мусорное ведро».
Зачем человеку мусорное ведро? Почему необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами, накапливаются ненужные, бесполезные.
Запишите на листках те чувства, от которых хотите избавиться. Например: «Я обижаюсь на…», «Я злюсь на…»
Сверните листы в комочек и выбросите в корзину.
IV Пойми того, кто рядом.
1. Мы освободились от отрицательных эмоций, чувств и я надеюсь, что теперь вы настроены только на положительное. А важно ли уметь настроить себя?
Чтение рассказа Д. Мориа «Все зависит от того, на что ты настроен».
Так важно ли уметь настроить себя?
Конечно, очень важно, как человек настроен. Если я настроен так, что чувствую напряжение в бровях, то, как меня и я буду все воспринимать?
А если напряжение в уголках губ?
2. Тренинг «Собеседник за спиной».
Давайте немного поиграем. Знаю, что вы любите общаться друг с другом. Мы уже рассказывали друг другу разные истории, сидя в парах и соприкасаясь коленями. А теперь предлагаю разбиться на пары, но сесть спиной друг к другу. Расскажите друг другу интересные случаи из вашей жизни.
Легко ли вам было общаться?
Хотелось что-нибудь поменять?
Почему? (Мы не видим, как человек настроен на нас).
3. Упражнение «Волшебный фонарик».
Вы знаете, чтобы увидеть в человеке что-то хорошее, иногда нужно постараться. Если мы замечаем отрицательное (а оно само бросается в глаза), то накапливаем это отрицательное в себе. А, замечая достоинства другого, мы наполняемся ими.
А у меня есть «волшебный фонарик». Зажигая его, мы видим в других только положительные качества. Давайте посветим этим фонариком на кого-нибудь и узнаем, какие у него есть качества, достойные уважения.
V Подведение итогов.
Ранжирование Что важно для дружбы?»
Ребята, а почему так важно уметь понимать тех, кто рядом с тобой?
Для чего нам нужна дружба?
Посмотрите на листы и соедините с (1) самое важное для тебя, с (2) то, что тоже важно, но чуть меньше и т.д. С последними цифрами соедини то, что не важно для тебя.