Эти афористичные и образные высказывания
Шалвы Александровича я обычно записываю
на его семинарах с учителями. Предлагаем часть их.
В.Г.Ниорадзе
Гуманная педагогика – как синяя птица: знаем, что нет этой птицы, но верим, что она есть. Красота ее манит нас, а поиск рождает творчество. И видим: оказывается, сам поиск гуманной педагогики уже есть гуманная педагогика.
* * *
Гуманная педагогика может существовать лишь как состояние учительского духа. Она такая наука – личная, своя, единственная, доверительная, выраженная скорее в чувствах, чем в словах. В ней находят раскрытие все лучшие духовные и естественные начала учителя, в ней свершается его благая, возвышенная жизнь.
* * *
Исправление ошибок, допущенных в письменных работах? К сожалению, ошибки будут исправлены на страницах тетрадей для контрольных, но в нраве учеников останутся тревога и злоба, а в нраве учителя – искривленные нервы.
* * *
Урок требует эмоциональной начинки. Иначе он скудеет и скучнеет.
* * *
Ругать – там духовного труда нет.
Хвалить – там большой труд души заложен.
* * *
Дети учатся лучше там, где их воспитывают и на этой основе учат.
Они учатся хуже там, где их учат и надеются, что обучение повлечет за собой воспитанность.
* * *
Не совершенствуя самого себя – я не мыслю совершенствование своих учеников.
* * *
Цель гуманной педагогики не может оправдывать средства, она выбирает или рождает их.
И улыбка, и тон, и такт, и общение, и даже возмущение, – все должно согласовываться с целью.
* * *
Отметки – ябеды и доносчики.
* * *
Отметки – град над пытливым умом детей.
* * *
Хорошие отметки в дневнике провоцируют родителей на праздность и гордыню. Плохие – на грубость и жестокость.