2 занятие

Методика работы с литературными и музыкальными произведениями, с художественными полотнами.

  Сегодня мы рассмотрим  этап урока, на котором происходит духовное откровение через искусство.

По определению Н. Акимова: “Искусство – есть средство общения между людьми. Это второй особый язык, на котором о многих важнейших и глубочайших вещах можно сказать лучше, чем на обыкновенном языке… “

150 тысяч лет назад появился человек современного вида. Наиболее древние известные на сегодняшний день изображения выполнены людьми порядка 35 тысяч лет назад. Принято считать, что именно в это время зародилось искусство.

Почему? Согласно одним теориям еще в далекой древности человек пытался через картинки отобразить окружавший его мир, создавая образы, встречающиеся и по сей день. Согласно другим, люди не копировали мир, а рисовали то, что видели внутри себя: первые рисунки – результат погружения человека в транс в темноте пещер (современными исследованиями установлено, что в состоянии транса работа мозга проявляется в зрительных фантомах: вспышках, причудливых рисунках и знакомых образах).

В настоящее время весь наш мир пронизан искусством. Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусств, архитектуры и дизайна, музыки, танца, кино, литературы, реклама окружают нас на протяжении все жизни. Искусство всегда затрагивает, как говорили прежде, сферу чувств, или, по современной терминологии, – область эстетических эмоций.

Развивающая роль искусства должна быть хорошо осмыслена каждым педагогом.  Она связана со следующими составляющими личностного опыта:

  • с развитием чувственно-эмоциональной сферы;
  •  с развитием восприятия и фантазии;
  • с развитием интеллектуальных операций;
  • с развитием инструментов и навыков моделирования;
  • с развитием речи и мышления;
  • с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;
  • с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;
  •  с развитием я-концепции.
  • с развитием индивидуальной картины мира (модели).

Все эти составляющие нам важны, но на уроках духовности более хотелось бы обратить внимание на выделенные.

 Эмоции – это проявленные чувства. Поводом для волнения чувств часто становится переживание художественного произведения. Язык искусства создаётся человеком, но это особый язык. Невозможно представить себе духовное воспитание без музыки, живописи, поэзии. На уроке духовности эта часть урока содействует чистоте и цельности эстетического наслаждения.

Учитель должен серьёзно подходить  к подбору художественных произведений для урока, потому что «чудесные жемчужины искусства могут истинно поднять и мгновенно преобразить дух» (Е.Рерих). Они должны быть на достаточном уровне для восприятия сложного и тонкого эстетического впечатления детей. Иначе учащиеся могут пройти мимо красоты. Нельзя не согласится с Д.Н. Узнадзе, что нужна специальная детская литература по искусству. «Если существует настоящая детская литература по искусству, которая содержательно насыщена нравственными идеями и в то же время соответствует психологии нравственного развития, очевидно, что только таким образом можно будет нравственные идеи связать в его существе со сферой чувств и тем самым идею сделать силой…».

Как видим, основное отличие урока духовности – это пробуждение истинных чувств, развитие эмоциональной культуры. Не раз отмечено, что «воспитательное чтение истинно художественных произведений, подобранных с учётом психологии нравственного развития», – это путь, который непременно ведёт к созданию нравственного характера и может стать почвой  для нравственного практического действия».

 «Искусство» – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.

 1. Живопись.

Живопись – один из видов пластических (изящных) искусств. Живопись  – изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления с помощью красок.

  • Картины, отображающие черты характера.
  • Картины, отображающие эмоциональное состояние человека.

Рерих – цвет.

На работах литовского художника и композитора К. Чюрлениса нет реального изображения мира – смутные образы, лишь намек на реальность, но каждая работа притягивает к себе, волнует, вызывая неясные предчувствия и ожидания. Эмоциональный отклик на его работы настолько силен, что недостатки знания ремесла не бросаются в глаза. Воспринимается не сюжет, а скорее общую атмосферу работ.

Например, «Крик» Э. Мунка. Глядя на эту пронзительную работу не испытываешь страха, а сопереживаешь. Эмоциональный отклик облагорожен.

 2. Музыка.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает возвышенные эмоции.

Муз. произведения можно прослушивать для усиления эмоций. Не рекомендуется включать музыку как иллюстрацию к картинам, чтобы не блокировать воображение (на 1 этапе урока это уместно, т.к. цель – настрой, картины и музыка выступают в союзе).

Музыкальные зарисовки включаются в урок и для передачи человеческих качеств, чувств.

  • Шуберт –
  • Чайковский –
  • Мусоргский – музыкальные картинки.

О том, как воздействует музыка, рассмотрим на примере отрывка из книги М. Таскольского «Фредерик Жюлио – Кюри» «Симфония».

В мае 1942 года французский физик профессор Ланжевен не смог прочитать свою очередную лекцию. Накануне передали ему найденную на железнодорожном полотне скомканную записку от доктора, который сообщала, что её везут в Освенцим, а мужа, любимого ученика Ланжевена, фашисты расстреляли. В аудитории стояла напряженная тишина.

- Поставьте, пожалуйста, настоящую пластинку.

- Какую?

- Девятую симфонию Бетховена.

Он слушал, закрыв глаза, приложив руки к векам своим обычным жестом. Музыка кончилась. Он поднялся глаза его были полны слёз.

- Больше я ничего не могу сказать вам сегодня.

- И он ушёл. (Звучание фрагмента девятой симфонии Л. Бетховена).

О преобразующей силе музыки можно говорить на примере Ленинградской симфонии Д.Д. Шостаковича, о том, как и в каких условиях, создавалась эта музыка, чем симфония явилась для всех людей на Земле.

 3. Художественные произведения.

Чтение художественных произведений на УД осуществляет учитель или организуется прослушивание аудио записи, просмотр РРТ со звуковым сопровождением. Эмоциональная выразительность устной речи, ее образность достигается тем, что ее номинальное содержание дополняется интонацией, мимикой, жестом.

  • Притчи.

Использование притч с глубоким смыслом. Учитель несет ответственность за подбор. Притча может использоваться и для создания проблемной ситуации, и для объявления темы урока.

Притча «В палате».

  • Сказки.

Сказки как облагораживающая человеческая сила занимают особое место в этой части урока. Сказка – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Некоторые сказки, словно сверкающие жемчужины любви, доброты, света и счастья, но как всякие жемчужины они очень редки, и приходится просматривать массу литературы в поисках их.

Второй момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему сказки. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребёнок не давал определённые ответы, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.

И последнее, важно, чтобы учитель в конце беседы о сказке, подчеркнул главную мысль, заложенную в ней.

Мы  посвятили часть уроков в третьем и четвёртом классе  чтению таких произведений, как «Маленький принц», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и т.д.

  • Стихи.

Порождение чувств и эмоций человека.

  • Рассказы.

Учителю надо стремиться к отбору таких рассказов, которые обладают высоким художественным качеством или имеют высокую содержательную ценность.

  1. 1.     Эстетическая потребность, потребность в творчестве и искусстве вызывает у человека исключительно положительные эмоции.
  1. 2.     Искусство осуществляет передачу эмоциональной информации.

3.     Формируя эстетические представления, искусство оказывает влияние на всю эмоциональную сферу человека.

Методы работы.

Организация беседы, вопросов и заданий по художественному произведению.

Методы, используемые при ознакомлении школьников с художественными произведениями: вопросы на выявление настроения, беседа по произведению, метод адекватных эмоций (оживление детских эмоций), прием вхождения в произведение, соотношение музыкального произведения с настроением, выраженным в картине, сопоставление картины со стихами.

Организация рисования детьми иллюстраций к литературному произведению. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

Фото с занятия:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>