Из Писем Елены Ивановны Рерих

          Значение личности тоже искажено и унижено вне всякого соответствия. Ведь большинство людей именно не имеет личности, настолько она стерта у них с колыбели навязанными им готовыми суждениями, догмами и всякого рода стандартами: они проходят жизнь как во сне, не задумываясь, не являя ни одной самостоятельной мысли, именно как настоящие роботы. Не думаете ли Вы, что таким людям полезно утвердиться сначала в своей личности? Также и освобождение от плоти многими понимается как изуверство, аскетизм и полное пренебрежение к своему телу, тогда как тело является единственным инструментом человека для накопления новых духовных возможностей. Во всех древних Учениях в основу всех достижений положен мудрый Завет о великом Золотом Пути, или Золотом Равновесии.

(Письмо № 104 Е.И.Рерих – Н.П.Рудниковой (10 октября 1934г.) / Письма Е.И. Рерих/2 том)

Письмо № 41 Е.И.Рерих – Н. и Л. Хорш (23 марта 1929г.) / Письма Е.И. Рерих/1 том

… счастливые родители, берегите сокровища, доверенные Вам. Дайте детям свободу, но сумейте избежать неразумного потворства. Покажите вашу твердость в дисциплине их обихода. Дети чувствуют себя гораздо счастливее, когда они знают пределы дозволенного. Поощряя, не захвалите, но утвердите в сознании, что в любви и в труде лежит ключ от всех Врат. Внушите – чем больше природные способности, тем более обязывают они к упорному труду, ибо они могут дать путь совершенствования. Научите уважать и ценить Вас, пусть не думают, что Ваша жизнь начинается и кончается ими… Пусть научатся уважать и ценить Вас.

С ранних лет внушите им осознание значения, ценности и ответственности каждого существования. Они должны знать, для чего они существуют и приходят на землю. Такое осознание облегчит им путь. И самое главное, разбейте иллюзию смерти. Недопустим в новых людях страх смерти, которой не существует для сознательных духов.

 … В.Вл. очень советует следить за равномерной, одинаковой температурой во всех комнатах. Самый вред – из жаркой комнаты переходить в холодную. Также в особо ветреные дни лучше оставаться в хорошо проветренной квартире.

Закалять от простуды можно лишь разумно, в летнее время и не в зараженной атмосфере города.

От астмы хорошее средство – пары из мяты и эвкалиптола. Эвкалиптоловое масло – очень хорошая дезинфекция, и я стараюсь иметь его у себя в спальне, особенно перед сном. Несколько капель на чашку горячей воды вблизи постели очень хорошо действует на сон.

Нужно выписать аптеку Агни Йоги и придерживаться всех указаний, которые так же полезны детям, как и взрослым.

Молоко, одно из главных средств при всех дыхательных заболеваниях, принимается в горячем виде с прибавлением соды или валериана. Это наше семейное лекарство и дает великолепные результаты.

Письмо № 96 Е.И.Рерих – американским сотрудникам (3 июня 1931г.) / Письма Е.И. Рерих/1 том

 «Опытный мореход хмурится на застывшее море, угадывая назревающую бурю, и улыбается шумящему ветру, усматривая удачное плавание. Про такого морехода говорят – он знает море. Говорим – он знает жизнь, если кто умеет понять разницу явлений внутренних и внешних. Некоторые глупцы кричат: «Восстание!», когда слышат крик продавца-горшечника, и хвалятся спокойствием, видя закрытый базар. Наш путь – учить и наблюдать, как различно будут думать люди с распущенным мышлением. Можно при школах учредить классы мышления и наблюдений за процессами жизни. Часто можно заметить, как малыш лучше взрослого поймет скрытую сущность случившегося. Лишь по внутреннему ощущению подойдут к справедливой оценке. Для бури предпочтем застывшую поверхность и не примем во внимание хлопающие занавеси на дверях. Так поймем формирование событий».

Письмо № 123 Е.И.Рерих –Ф.Д.Лукину (15 января 1932г.) / Письма Е.И. Рерих/1 том

… Правильно, что в Вашей программе уделено большое место детской и юношеской литературе, сейчас это самый насущный вопрос, ибо не только детское, но и все последующее умозрение будет носить отпечаток этих первых и потому неизгладимых впечатлений. И как часто хорошая книга выправляла многие недочеты семейного быта! Конечно, и в старой литературе встречались многие хорошие книги, надо лишь суметь отобрать их и, главное, изъять все вредящие.

Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей, но тем не менее почти ничего не делается в этом направлении. Согласна также, что книги, повествующие о подвигах и героях, особенно насущны. В связи с этими книгами легко можно углубить сознание ребенка и уберечь его от главного проклятия нашего времени, разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно против легкомысленного отношения к самым священным принципам, против поверхностного мышления, в силу которого все строение жизни строится на песке и при первом потрясении рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса.

Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их. Укажите, что вся жизнеспособность, все творчество, как наше, так и всех других царств природы, зависят от Мира Невидимого, от невидимых вибраций, лучей, исходящих от Великих Жизнедателей, Великих Подвижников Духа, как бывших, так и настоящих. Дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще не растлено саморазрушающим сомнением. И кроме того, сейчас столько наглядных опытов над лучами, постоянно доказывающих нам это невидимое воздействие и творчество. Даже самый обычный пример фотографической фильмы, воспринимающей сложнейшие сцены, но которая, не будучи проявлена химическим способом, не дает нам и намека о них на своей ровной, незапятнанной поверхности, будет для них убедителен. Так же, как когда чувствительная пластинка рекордирует дальние, невидимые даже через сильнейшие телескопы звезды или, наконец, очертания, часто очень ясные, невидимых присутствий около нас. Необходимо всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас Тонком Мире и уничтожать ужас смерти и прикасания с этим Миром. Мир этот так же неизбежен, как и земная жизнь, и, являясь сублимацией земной сферы, он может открыть нам возможности и красоты неизреченные. Потому всеми способами нужно отучать детей от страха смерти (которой нет) и так называемых привидений. Обычно дети, у которых открыты глаза на Тонкий Мир, не боятся виденного ими, покуда взрослые не просветят их насмешками или же своими рассказами о привидениях и могильном холоде, идущем от них. Могильный же холод этот не что иное, как простая химическая реакция при соприкасании тончайших энергий с нашим грубым миром.

Письмо № 171 Е.И.Рерих –Ф.Д.Лукину (19 июня 1933г.) / Письма Е.И. Рерих/1 том

Также у Вас правильно затронут вопрос об абортах. Вопрос этот очень своевременен, ибо сейчас столько распространяется по этому поводу гнуснейшей литературы, даже с благословения отцов Церквей. Многие из них открыто высказывались за предотвращение рождений. Приведу строки из Учения: «Дух получает связь с плодом в момент зарождения. Он начинает входить с четвертого месяца, когда формируются первые нервные каналы и мозговые. Утверждение позвоночника создает следующую ступень овладения. Замечателен момент рождения, когда сознание духа вспыхивает ярко, а затем вливается в материю. Были даже случаи произнесения слов». Окончательное овладение телом происходит на седьмом году жизни ребенка. Также Сказано, что «как голод толкает к пище, так же дух летит к воплощению, ибо только материя дает новые импульсы». Следовательно, нетрудно представить себе, сколько страданий приносит духу, готовому к воплощению, насильственное пресечение его уже начавшейся жизни или даже хотя бы предотвращение зарождения духа, привлеченного кармою. Какую страшную карму готовят себе невежественные и преступные родители уничтожением плода!

Письмо № 24 Е.И.Рерих – Л.А.Иогансон (17 апреля 1934г.) / Письма Е.И. Рерих/2 том

Все, что касается до воспитания и школьного образования, мне очень близко и охотно поделюсь с Вами мыслями на эту тему.

3. Вы коснулись самого больного вопроса нашего времени – вопроса законности аборта. Конечно, здесь не может быть двух мнений – аборт есть самое определенное убийство. Следовательно, может быть допущен лишь там, где жизнь матери в опасности. Но неправильно думать, что женщина, совершающая аборт, всегда притягивает лишь низких духов. Следует принять во внимание сложную карму всей семьи. Часто можно наблюдать, как в семье, один из членов которой негодяй, рождаются неплохие дети. Карма связывает целые группы людей на долгие и долгие тысячелетия. И часто даже высокий дух имеет небезукоризненных родителей. При этом можно отметить, что именно против рождения высоких духов особенно ополчаются темные силы и пользуются всевозможными средствами, чтобы предотвратить воплощение, нежелательное и опасное для них. Также не чистилище Тонкого Мира заключается в предотвращении рождения, но лишь преступление родителей. Ибо нет более мощного чистилища, нежели жизнь земная, если напряжены все потенциальности духа. В Учении сказано: «Как голод толкает к пище, так дух готовый, которому пришел срок, стремится к новому воплощению». Потому можно представить себе, какие иногда страдания испытываются при насильственном обрыве. Дух получает связь с плодом с момента зачатия и начинает постепенно входить в него на четвертом месяце, когда образуются нервные и мозговые каналы. Потому аборт допустим лишь в исключительных случаях.

4. Конечно, женщина не может превратиться лишь в родильницу, у нее есть и другие высокие обязанности. И для этого в семейной жизни есть самое естественное воздержание, которое вполне можно урегулировать и тем дать норму росту семьи. Это вполне возможно, когда высокие интересы занимают голову и сердце. Конечно, на это предвижу много возражений, но тем не менее буду стоять на своем. Также несомненно, что при настоящем нравственном состоянии общества это трудно, но все же имеются такие семьи, а в будущем они умножатся. В глубокой древности люди умели регулировать рождаемость по фазам луны, тогда это рассматривалось как своего рода черная магия, но в наш век даже такое действие было бы лучше, нежели ужасные аборты.

… В мудрой Индии исключительная любовь к своему собственному ребенку рассматривается как один из видов животного эгоизма. Когда мы окружены столькими несчастными сиротами, неужели же мы не найдем в себе великого материнского чувства к ним ..?

… Долг перед семьей, детьми я считаю священным.    

…как всегда и во всем, необходима согласованность сердца с рассудком, то великое равновесие, на котором строится все усовершенствование жизни и которое утверждается всеми великими Учениями. Сильно развитое материнское чувство не может простираться только на своих детей, это ограничение нужно изжить. И нередко чужие по крови дети нам ближе своих. Духовное родство много выше уз крови.

5. «Имеет ли право каждая женщина на ребенка?» – спрашиваете Вы. Если мы будем рассматривать этот вопрос со стороны космического построения, то, конечно, да. Но так как космические законы – одно, а человеческие искажения их – другое, то приходится сказать, что не каждая женщина имеет права на ребенка. Понятие семьи есть понятие священное, но так, как дело обстоит сейчас, ничего священного в ней нет или почти нет. Многие семьи представляют зрелище преступное. И опять скажу, что никогда не предам осуждению женщину, искренно отдавшуюся любви, ибо мы знаем столько условностей и обстоятельств, по которым союз не может быть узаконен обществом, и тем более преступно казнить ребенка, родившегося от такой связи. Но в настоящее время много женщин и мужчин, которым не пристало иметь детей в силу их глубокого духовного разврата.

6. … Творчество мысли, искусства и строения жизни одинаково принадлежит обоим началам (Женскому и Мужскому), ибо они от духа. (Но женщина, если даже физически уступает, то часто превосходит выносливостью.) Есть характерные особенности у каждого начала, и это создает всю красоту жизни. И особенности эти должны быть выявлены во всей мощи, тогда снова проснется в духе спасительная красота романтизма и героизма. При утончении сознания и чувств ярко выступит красота назначения обоих полов. Теперь в заключение скажу, что многие семьи сейчас не имеют права называть себя такими, ибо они соединены незаконно. Именно, многие союзы, скрепленные всеми людскими законами, можно рассматривать как незаконные. Установление законных сочетаний есть великая наука будущего. И она будет строиться на непреложных космических законах. Много говорилось и говорится о сродстве душ, но кто знает и понимает истину эту во всем величии космического закона? Помните, как сказано в Учении, что люди должны сочетаться даже по стихиям. Лишь родители, принадлежащие к одной стихии, могут дать здоровое и уравновешенное потомство. В жизни же мы видим, как часто огонь сочетается с водою или воздух с землею. Вырождение целых народов имеет также причиной это смешение. Придет время, и эта истина встанет перед людьми, придерживаться которой станет насущною необходимостью. Формы жизни, все функции человечества должны будут перестроиться в соответствии с космическими законами, если человечество хочет продолжать свое существование и развитие на этой планете, в противном случае нам угрожает судьба Лемурии, именно гибель от огня.

7. Конечно, борьбу против аборта приветствую, но каким образом думаете бороться с этим бедствием? Ведь никакие законы не могут ни охранить, ни запретить что-либо. Потому, по моему мнению, нужно бороться прежде всего путем поднятия в подрастающем поколении уровня сознания и расширения его в направлении понимания космического назначения человека и матери особенно. Устремить нужно мысль к творческому созиданию, к широким космическим задачам. Важно закрепить мировой размах мысли. Опять возвращаемся к тому же великому вопросу воспитания и образования. Величайший Ум сказал: «Причина всех страданий – Невежество», так оно и есть, и все последующее развитие человечества лишь подтвердило эту великую аксиому.

8. Конечно, каждая мать и каждый ребенок имеют право на обеспечение, и тут не может быть никакого деления на законных и незаконных. Но пойдем дальше и скажем, что каждый гражданин своего государства имеет право на трудовое обеспечение. Многое должно быть перестроено. И тут голос сердца женщины должен помочь.

           … На руководителе лежит обязанность чутко присматриваться к особенностям своих учеников. В Учении и на это дано Указание: «Следить за целесообразностью преподавания. Установить следует для успевающего возможность продвижения. Если резвый корабль должен спускать паруса для равнения строя, то не будет ли это умерщвлением возможностей? Пусть Учитель зорко распознает могущих идти. Не надо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные курсы, по этим степеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей. Для известного типа сознания каждое подвигоподобное движение есть уже свет и радость. Также от учителя зависит быстро определить направление мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление, этим можно лишиться лучших работников. Каждая неподвижная программа есть труп, который невыносим при солнце знания…»

Письмо № 92 Е.И.Рерих – К.И. Стурэ (12 сентября 1934г.) / Письма Е.И. Рерих/2 том

Осознание ответственности – редчайшее качество, но которое следовало бы внедрять с детских лет.

Письмо № 45 Е.И.Рерих –  К.И. Стурэ (12 марта 1935г.) / Письма Е.И. Рерих/3 том

Но было бы прекрасно, если бы Вы учредили и выработали в группах занятия по воспитанию мышления, которые состояли бы не в отвлеченной психологии, но в заложении практических основ развития наблюдательности, внимания, памяти, сосредоточения и так далее. Во всех древних школах Индии, прежде всего, требовалось развитие наблюдательности. В ученики принимались лишь те, которые уже обладали этим качеством в большой мере. Очень хорошо было бы учредить такие испытания наблюдательности или внимания. Это можно производить в самых обычных условиях и на самых простых предметах. Любой предмет может научить многому и явить все различие наблюдательности в людях.

Письмо № 51 Е.И.Рерих – А. И Клизовскому (22 марта 1935г.) / Письма Е.И. Рерих/3 том

Также можно отметить, что преподавание Закона Божьего без указания на Единство Источника, без сравнительной истории религий всех народов дает лишь ложное представление о духовной эволюции человечества и развивает чувство религиозной нетерпимости, – этот страшный бич человечества, идущий вразрез со всеми Заветами Самого обожествленного Иисуса Христа. Если восточная философия трудна для детского ума, то зато Светлые Облики Великих Учителей и Святых, жизнеописания и жизненные советы их всегда найдут отклик в детском сердце и посеют необходимое уважение к духовным ценностям и достижениям других народов.

Очень хорошо, что Вы указываете на вред развивающегося повального увлечения спортом и на то огрубение нравов, которое оно, несомненно, несет за собою. Можно допустить и спорт, но все в пределах соизмеримости и Красоты; но кулачный бой, кроме глубокого отвращения, ничего другого вызывать не может.

Но, главное, нужно развивать, начиная от детского возраста, способность мышления. Именно, как Сказано: «Нужно в школах установить науку о мышлении, не как отвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности. Конечно, кроме этих четырех областей в науке о Мышлении многие качества требуют развития – четкость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие… Если бы часть усилий, затрачиваемых на спорт в школах, уделялась мышлению, то скоро результаты были бы поражающими». Но именно эта божественная способность является сейчас пугалом, устрашающим каждого середняка. Люди больше всего не любят и боятся мыслить.

Также на странице 5, там, где Вы говорите о труде, чтобы еще больше подчеркнуть этот важнейший краеугольный фактор нашего существования, можно вставить следующий параграф из Учения: «Посмотрим, как искажена легенда об уходе Адама из Рая. Бог его проклял наставлением о труде в поте лица. Странный Бог, проклинающий трудом! Разумное Существо не может угрожать трудом, который есть Венец Света. Что же лежит в основе этой легенды? Когда человек благодаря женской интуиции пришел к одолению сил природы, тогда его напутствовал Руководитель. Главное напутствие было о значении напряженного труда. Это скорее благословение, нежели проклятие. Упоминание пота есть символ напряжения. Нелепо думать, что пот – явление только физическое. При мыслительной работе исходит особая эманация, ценная для насыщения пространства. Если пот тела может удобрять землю, то пот духа восстанавливает прану, химически претворяясь в лучах солнца. Труд – венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил значение труда как фактора мироздания. Последствием труда будет твердость сознания. Ярко надо подчеркнуть рабочую атмосферу».

Письмо № 198 Е.И.Рерих – Е.А. Зильберсдорфу (11 октябя 1935г.) / Письма Е.И. Рерих/3 том

Может быть, полезно дать намеки для новой программы школ. (Потому прилагаю Вам несколько параграфов из еще не напечатанных страниц Учения.) Именно нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок, на великом пути в Беспредельность. Нужно как можно раньше осознать свое место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. Помните, в Учении сказано: «Падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах». Следует как можно глубже вникать в эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие. Причина и следствие действуют непреложно и в бесконечность. Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее. Именно единство нужно понять в Космическом размахе.

Также полезно приучать устремлять мышление в будущее. Это одно уже даст большой сдвиг сознанию и освободит от мусора вчерашнего дня. 

Мне очень хотелось бы, чтобы Вы еще сильнее подчеркнули труд как главный фактор воспитания духа, причем указали бы главным образом на значение качества его. Также на совершенную необходимость умственного труда, ибо, если пот физического труда питает землю, то пот умственного труда претворяется лучами солнца в Прану и дает жизнь всему сущему. При осознании этого значения умственного труда явится и должное уважение к мыслителям, ученым и прочим творцам. Лишь умственный труд дает нам и расширение сознания, и тем приобщает к дальним мирам, ко всему Космосу, и устремляет к радости беспредельного совершенствования. Именно нужно воспитывать в себе радость беспредельному совершенствованию. Так прекрасна Ваша глава об Устремлении! Хорошо бы еще больше связать эту устремленность с понятием подвига, введя это понятие в единый смысл жизни. Много сказано о подвиге в книгах Учения. Ведь лишь подвиг может питать наш дух и ускорить эволюцию. Именно подвиг и героизм должны быть очень преподаны в школах. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим. Нужно без промедления дать такой материал. Шире пользуйтесь выдержками из книг Учения, это даст новизну книге.

Письмо № 231 Е.И.Рерих – Н.П. Серафининой (9 декабря 1935г.) / Письма Е.И. Рерих/3 том

… от всего сердца приветствую мысль г-жи Дварионайте об устройстве театра для детей. Ведь театр есть мощное, может быть, самое мощное средство для воспитания детского и юношеского характера. Именно театр при достойном выборе пьес может увлечь к подражанию великим образам и устремить молодые души к подвигу, к героизму. Потому самое большое внимание должно быть уделено этой секции. Хороши для этого все мистерии из жизни великих подвижников и народных героев. Увлекательные высоконравственные образы могут поднять уважение к понятиям чести и достоинства человека, столь быстро ныне утрачиваемым, но без которых нас ждет лишь разложение. И конечно, чтобы зерна принесли плоды, нужно начать именно с детей.

Письмо № 248 Е.И.Рерих – К. И. Стурэ (31 декабя 1935г.) / Письма Е.И. Рерих/3 том

Также собираю и пополняю книгу «Община». В нее включаются новые параграфы, касающиеся школы. Думаю, что Вам они будут интересны. Если собрать все, что сказано о школе во всех книгах Живой Этики, можно бы разработать прекрасную программу для Новой Школы и представить ее на обсуждение Совета Педагогов. Кто знает, может быть, кто-то и заинтересуется. Ведь из предложенного многое может быть уже введено в жизнь.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>