Муниципальная научно-практическая конференция

«ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Образ учителя в литературе

Руководитель:  Артемова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «СОШ» №24.

Содержание

Введение……………………………………………………………

3

1. Образ учителя в литературе в советское время………………..

5

2. Образ учителя в литературе в перестроечное время…………

8

Выводы…………………………………………………………..

10

Заключение………………………………………………………

11

Литература………………………………………………………..

12

Введение

«Вам, памятник, учителя,

Я высек бы

Из красного гранита

Установил бы на просторе

Большое человеческое сердце…»

(А. Дусенбиев).

 

В многообразном мире профессий,  профессия  учителя  занимает одно из самых первых мест. «Родители создают тело, учителя создают души»,- утверждает монгольская пословица. Учитель… Школа… Начало начал. Закончился 2010 год. Год Учителя. Учитель не обычный человек. На него возложена большая миссия: Воспитать Человека! Меняются эпохи, меняются времена, меняется учитель. Каким учитель был вчера? Каким он должен быть сегодня? Каким он будет завтра?

Тема нашей исследовательской работы «Образ учителя в литературе»

Цель нашей работы: изучить образ учителя в литературе

Объект исследования – образ учителя, а предмет – образ учителя в литературе.

Цель исследования предполагает решение  следующих задач:

1.Отобрать произведения, в которых присутствует образ учителя

2. Провести анализ данных произведений

3. Сделать выводы об изменении образа учителя в разные исторические периоды

4. Продумать причины данных изменений.

Мы предположили, что исторические изменения должны найти свое отражение в художественной литературе.

Поэтому гипотеза нашей работы – «Образ учителя в литературе будет изменяться в основные исторические периоды». Мы взяли 2 исторических периода:

1.Советское время

2.Перестрочное время

Структура и объем работы: Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и  списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 10 страниц.

1.     Образ учителя в литературе в советское время

Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».  Это произведение рисует жизнь и события далеких тридцатых годов.

Перечитывая страницы рассказа,  мы видим, каким уважением и любовью пользуется учитель. Его оберегают, заботятся  о нем и о его семье. «Когда на сносях  была учительница, не позволяли  ей бабы воду таскать….Один раз пришел учитель в школу в подшитых через край катанках. Умыкнули  бабы катанки – и к сапожнику Жеребцовую снесли. Шкалик поставили, чтоб с учителя, ни  боже мой, копейки не взял Жеребцов и чтоб к утру в школе все было готово».

Учителя есть  за что уважать. На собственные деньги он  заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен « Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются  со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…». Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню: «Учителя были заводилами в деревенском клубе. Играм,  танцам учили, ставили смешные пьесы и не гнушались представлять в них попов и буржуев; на свадьбах бывали почетными  гостями, но блюли себя и приучили несговорчивый в гулянке народ выпивкой их не неволить».

В рассказе А. Платонова «Ещё мама» мы видим замечательный пример того, как настоящий учитель должен относиться к детям. Внутренний облик  учителя, его духовный мир прежде всего определяются безграничной любовью к ребёнку. Героиня рассказа, добрая и заботливая учительница начальных классов, неслучайно воспринимается как «Вторая мама»

В  известном рассказе В.Распутна «Уроки французского» Лидия Михаиловна, преподаватель иностранного языка, описывается как умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем – его способности, тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То  пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то посылает ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром. Тогда она поступает «непедагогично»: предлагает ученику играть на деньги, чтобы  у него появились средства на пропитание. О ее «преступлении» становится известно директору Василию Андреевичу, и ей приходится уехать на Кубань. И все же внимание, доброжелательное отношение, способность пожертвовать собственным престижем ради помощи своему воспитаннику мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки – уроки человечности и добра.

Учитель в понимании обывателей всегда  был «сверхчеловеком». Можно вспомнить реакцию главного героя на приглашение Лидии Михайловны за стол. «Кажется, до того  я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой – нибудь манной небесной, – настолько она представлялась мне человеком необыкновенным,  не похожим на всех остальных».

Еще один яркий образ учителя предстает в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном  Ф. Искандером. У  педагога- математика есть своя методика, свой способ общения с учениками. На его уроках была строгая дисциплина. «Он сразу же установил в нашем классе образцовую  тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион…..Все же директор наш напрасно боялся, что мы можем сбежать с урока математики. Это было немыслимо. Это было все равно что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу….» В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным», если его поведение отклонялось от нормы . Он учил с помощью юмора.«Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим, же учителем». Делая ученика смешным, подвергая недостатки осмеянию, педагог учил детей бороться со своими слабостью и ленью.

Проанализировав основные черты учителей довоенной, военной и послевоенной         поры, приходим к выводу о том, что образ педагога в советское время наделен   всеми положительными качествами.

Учитель пример для подражания, пользующимся всеобщим уважением.

 2. Образ учителя в литературе в перестроечное время

В перестроечное время у людей меняются взгляды, ломаются привычные представления. Отношение к учителю, да и сам учитель так же меняются.

В повести В. Железникова  «Чучело» учитель, классный руководитель Маргарита Ивановна   озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные  события в жизни класса она легкомысленно игнорирует,  классные проблемы  кажутся незначительными на фоне её собственных.  «В тот момент, когда мы смеялись над Рыжим, вбежала веселая Маргарита. В одной руке она держала классный журнал, а в другой сверток в цветном полиэтиленовом мешочке.

«А, новенькая! — Она увидела меня. — Куда же тебя посадить?»

Она пошарила глазами по рядам парт… и забыла про меня, потому что девчонки обступили ее и спросили, правда ли, что она выходит замуж. Маргарита ответила, что правда, засияла от счастья, торопливо разорвала мешочек, вытащила коробку конфет, открыла и поставила на стол.»

Учитель не является авторитетом, он сравнивается с учениками, становится с ними на одну ступень.

«А Маргарита как крикнула:

«На места!»

«А что вы так кричите? — с вызовом спросила у Маргариты Миронова. И потом осадила ее так, как только она одна умела: — Мы же люди, а не служебные собаки».

Однако есть и неравнодушные учителя, но окружающие относятся и к ним  без былого уважения. Так в произведении А.Просекина «Милочка» мы видим молодую добрую, увлеченную своим делом учительницу Людмилу Ильиничну. Но и она совершает педагогическую ошибку: «подставляет ученику свою руку таким образом, чтобы в нее непременно плюнули». И сразу же получает ответ – плевок. Возможно ли такое отношение к Харлампию Диогеновичу, Лидии Михайловне и др. учителям в советское время?

Профессия учителя перестает быть уважаемой,  появляются учителя, которые идут в школу не по призванию, а от безысходности. Такого учителя мы видим в произведении А.Просекина «С глазу на глаз». Это учитель трудов. «Он лет двадцать где–то в ЖЭКе  работал, в столярной мастерской,  а два года назад с ним несчастье случилось, ему три пальца какой-то пилой отрезало….Его жена к нам устроила, где-то ведь работать надо было. Вот он и работает», – рассказывает о нем его коллега. Этот учитель толкает учеников на преступление. Просит троих учеников  сходить на стройку за досками, а если поймает сторож, то можно сказать, что учитель разрешил. Когда же детей ловят, он отказывается от своих слов. Пораженный таким предательством учителя, один из учеников, набрасывается на него с кулаками.

Подводя итог нашим размышлениям, следует отметить, что отношения ученика и учителя в период  перестройки характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Учитель в основном   сосредоточен лишь на собственных проблемах  и желаниях, а  это вызывает соответствующую реакцию у учеников.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Отмечается различное  отношение к учителю в советское и перестроечное время.
  2. В советское время учитель пользовался непререкаемым авторитетом и уважением. Это можно объяснить тем, что до революции простой люд не мог получить образование. Оно было доступно не для всех. Поэтому грамотные люди очень ценились. С приходом советской власти образование стало общедоступным,  но почитание учителя так и осталось.
  3.  В перестроечное время, в период ломки многих общественных устоев, профессия учитель не пользуется ни авторитетом, ни уважением. Ученики позволяют по отношению к педагогу  оскорбительные поступки: плюнуть в руку, наброситься с кулаками, нахамить. Это можно объяснить тем, что в данное  время ценность образования резко падает. Потому, что появляются примеры,  заманчивые  для нестойких детских умов, когда люди, не имея достойного образования, наживали богатство, и наоборот, образованные люди жили в нищете. Учителя вынуждены выживать, а нищий учитель, тем более, если  он беден духовно, не может стать идеалом, примером для подражания, не заслуживает он и уважения.

Заключение

Настоящая работа ставила своей целью изучить образ учителя в литературе. Данная цель была достигнута через решение ряда   практических задач:  были отобраны произведения, в которых присутствует образ учителя, произведен анализ данных произведений, сделаны выводы об изменении образа учителя в разные исторические периоды и продуманы причины данных изменений. Было рассмотрено 2 исторических периода: советское время и перестроечное время.

Анализ произведений показал, что в вышеуказанные  исторические периоды отмечается различное  отношение к учителю.

В советское время учитель пользовался непререкаемым авторитетом и уважением. Это можно объяснить тем, что до революции простой люд не мог получить образование. Оно было доступно не для всех. Поэтому грамотные люди очень ценились. С приходом советской власти образование стало общедоступным,  но почитание учителя так и осталось.

В перестроечное время, профессия учитель не пользуется ни авторитетом, ни уважением. Ученики позволяют по отношению к педагогу  оскорбительные поступки: плюнуть в руку, наброситься с кулаками, нахамить. Это можно объяснить тем, что в данное  время ценность образования резко падает. Потому, что появляются примеры,  заманчивые  для нестойких детских умов, когда люди, не имея достойного образования, наживали богатство, и наоборот, образованные люди жили в нищете. Учителя вынуждены выживать.

В данной исследовательской работе поставленные цели достигнуты и задачи реализованы в полном объеме. В процессе работы я улучшила свои навыки работы с литературой (поисковые, аналитические и др.), данные навыки пригодятся мне в дальнейшем.

Литература

 1.Распутин В. Уроки французского: Рассказ. – Иркутск: Вост. – Сиб. кн. изд-во., 1981

2. Мой учитель: Рассказы/ Худож. П. Пинкесевч. – М.: Дет. лит., 1989

3. Северина Г.И. Легенда об учителе: Повесть/Художник И. Дунаева. – 2-е изд. – М.: Дет.лит., 1989

4. Просекин А.И. Добрый мир: Рассказы. Повесть.- М.: Современник, 1990.

5. http://wiki-linki.ru/ Железников Владимир Карпович,«Чучело»

Аннотация

Данная работа посвящена изучению образа учителя в литературе. Проведен анализ литературных произведений советского и перестроечного исторических периодов, в которых присутствует описание учителя.

Сделаны выводы об изменении образа учителя в данные  исторические периоды и продуманы причины данных изменений.

Отзыв

Тема: Образ учителя в литературе

Вялая Ксения к данной работе отнеслась ответственно. Работала увлеченно и с энтузиазмом, проявила себя как добросовестный исследователь.

Ксения в основном была самостоятельна, активно участвовала  в подборе литературных произведений,  показала высокий уровень поисковых и аналитических способностей, хорошее владение навыками пользователя ПК.

Полагаю, что в дальнейшем учащейся пригодятся навыки исследовательской работы, полученные при написании данного исследования.

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>