Работа с родителями

Формы работы с родителями

Серебренникова О.В.

учитель нач. классов

МОУ «СОШ №24»

Свою работу по гуманно-личностной педагогике наша школа  начала с установления сотрудничества с родителями. В этой работе мы выделили два направления:

1 направление  -  сделать  школу “домом души и сердца” не только для детей, но и для родителей. Мы поставили цель не учить родителей, а создать атмосферу взаимопонимания,  общности задач, душевного комфорта.

2 направление  -  помочь  родителям установить контакт со своими детьми, очеловечить взаимоотношения  между  взрослыми  и  детьми, прийти своевременно на помощь, если в семье появляются проблемы в общении.

Начали мы с того, что постарались сделать школу открытой для родителей.

Следующий шаг - письма учителей родителям. Письменное слово учителя,  обращенное к родителям – незаслуженно забытая форма общения.

Вот несколько форм такого общения:

- записка-просьба,  переданная с учеником, носящая деловой характер сотрудничества (с просьбой помочь в воспитательной работе с классом, прийти в школу);

- благодарность за хорошее воспитание сына (дочери),  за активную общественную работу;

- поздравление открыткой,  письмом – с юбилеем,  с успехами сына (дочери), с успехами по работе, с семейными праздниками;

- врученная на родительском  собрании  письменная  характеристика учебных достижений ученика с психолого-педагогическим анализом и советами, как организовать помощь ребенку дома.

Учитель может, заметив проблемы в поведении, учебе какого-либо ребенка, или почувствовав тревожность, идущую из семьи, написать родителям этого ребенка письмо. В нем учитель как бы «дорисовывает» и ребенка, и семью. Если у ребенка трудности в поведении или учебе и дома его ждет наказание, то учитель может рассказать, как он (она) старается, как много прилагает усилий, чтобы добиться лучших результатов и просит родителей оказать посильную помощь. Если же проблема идет из семьи, то учителю нужно постараться в письме доверительно сообщить родителям, как много для их ребенка значит поддержка семьи, тепло семейных отношений, как он (она) гордится своими родителями, как часто рассказывает о проведенных совместных выходных или праздниках, душевных семейных вечерах. И пусть в этих письмах будет больше мечтаний учителя, чем реальности, но родители, получив такое письмо, обязательно задумаются и, может быть, постараются хоть что-то изменить в своей семье.

Письма учителей родителям – это большая работа души и сердца учителя. Устанавливается душевный контакт, более доверительные отношения.

Эффективно используется нами форма письменного общения с родителями –приглашения на родительское собрание. Устные сообщения детям о предстоящем собрании с просьбой передать родителям или записи в дневниках  безлики и неэффективны. Мы рассылаем родителям письменные сообщения о готовящемся собрании и его теме. Наше приглашение не безлично. Учитель обращается к родителям по имени-отчеству, сообщает, что с нетерпением ждет встречи с ними. И родители, получив такое приглашение, просто не могут не прийти. Если же все-таки такое случается, то на следующий же день родители получают еще одно письмо от учителя, в котором он сожалеет, что важные и неотложные дела помешали им прийти в школу, выражает надежду, что в следующий раз встреча обязательно состоится и сообщает основные вести с собрания.

Телефонная педагогика

Уже привычно,  если учитель и звонит родителям, то только для нотаций и сообщений негативного характера. Но каждый родитель полон ожиданий успехов своего ребенка. “И тот, кто ожидает от других великих дел, и тот, кто от них ожидает немногое, получит то, что они ожидают», – так говорит Библия. Поддержать родителей в этом ожидании – цель телефонной педагогики.

Ожидание эффективно, если:

- оно лежит в будущем,  то есть звонком мы  можем  сообщить,  что ожидаем успешных результатов от ребенка;

- дать по телефону положительную установку:  “У ребенка  в  школе дела идут хорошо”;

- дать родителям информацию, которую они хотели бы услышать;

- воодушевлять родителей;

- сообщать об интересном, необычном, значимом.

Индивидуальные беседы, консультации - следующая форма работы с родителями. Поскольку наша задача – установить душевный контакт с родителями,  а  контакт этот устанавливается посредством слова,  то мы обратили внимание на то, как мы говорим. Слово в нашем общении имеет огромную роль. В.Мегре сказал:  “Когда слова не от Души, когда разорваны с Душой их связывающие нити, слова пусты, безобразны, безлики”. Конечно, очень важно все, что учитель хочет сообщить родителям. Но как? Учитель должен владеть искусством общения, симбиотикой. Здесь  за  основу  можно принять следующие постулаты Я.А.Коменского:

  1. Речью надо пользоваться ради ближнего своего.
  2. Говорить надо только по делу,  где  нет  необходимости,  нужно молчать.
  3. Говоря – говори дело, а не слова.
  4. Где нужны не слова, а дела, действуй и скупись на слова.
  5. Говори не все, что знаешь, а что уместно.
  6. Лучше опустить сто нужных слов, чем сказать одно лишнее.

Так же важен и язык тела.  Учитель должен быть  мастером  не только слова.  Каждое движение, жест должны говорить. Этому нужно учиться и владеть в совершенстве.

Использование в воспитании учащихся трудового и общественного примера  родителей позволяет решать несколько важных педагогических задач:  воспитание уважительного отношения к труду и людям труда, непосредственно  к  своим родителям;  повышение авторитета родителей в семье;  активное вовлечение взрослых в  воспитательную работу класса;  обеспечение  единства  в  деятельности родителей и учителя.

Зачастую дети в классе очень мало знают о том,  где и кем работают их родители,  как они трудятся на своем рабочем месте, какую пользу приносят окружающим людям. Чтобы восполнить этот пробел и познакомить учащихся с трудом их  родителей,  его  общественной значимостью, мы наметили создание в классах картотек родительских профессий. Также планируем,  по возможности, встречи с родителями на производстве.

Обратная связь

На заметку. Амонашвили

Круглый стол «Конфликт поколений»

Родительский университет

Родительское собрание “Урок духовности”

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>