Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля(2марта)1824,Тула — 22 декабря 1870(3января 1871), Одесса) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.
Влияние идей Ушинского
Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарииА.О.Черняевским I часть “Вэтэн дили”(«Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов К. Д. Ушинского.
О необходимости сделать русские школы русскими
О средствах распространения образования посредством грамотности
Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии